coffee dessert;

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » coffee dessert; » Тестовый форум » Культурология


Культурология

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

1) Предмет культурологии.
2) Дефиниция культуры и цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации.
3) Функции культуры.
4) Социализация. Инкультурация. Аккультурация. Ассимиляция.
5) Культура традиционная. Культура современная. Культура светская и религиозная.
6) Типология культуры. Диахронная и синхронная. Метод идеальных типов.
7) Морфология культуры. Миф, религия.
8) Восток и Запад.(по таблице как мы делали)
9) Массовая культура.
10) Общественно-историческая школа локальных культур. Шпенглер, Данилевский.
11) Общественно-историческая школа локальных культур. Шпенглер, Тойнби.
12) Психологическая школа Зигмунда Фрейда. Культура личности. Защитный механизм.
13) Психологическая школа Зигмунда Фрейда. Культурогенез. Недовольство культуры.
14) Коллективное бессознательное К. Юнга. Экстраверты и интроверты. Кризис западноевропейской культуры.
15) Социальный эволюционизм. Морган, Тейлор.
16) Социальный эволюционизм.  Спенсер,  Белл.
17) Философия жизни Фридриха Ницше.
18) Теория осевого времени Карла Ясперса.
19) Будущее цивилизации в культурологических концепциях (Факуима и Ханкентона)не понимаю что за фамилии!!!!
20) Культурно-эволюционная школа  Л.Уайта.
21) Элитарная культура (Ницше, Тойнби, Шопенгауэр Ортега-и-Гассет)
22) Игровая культура (Хейзинг, Ортега-и - Гассет)

0

2

Вопрос 1 Предмет Культурологии.
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым). Культура  -  это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры. Культурология  - наука, которая является ресурсом национального развития. Культурология как наука обладает рядом своих теорий (например, игровая  теория,  эволюционная  теория и др.). Культурология как наука обладает законами:  1.  Чем  примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре. 2.  Чем  больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект. Каждая  культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров и др. Культурология  как наука имеет свои методики познания (методы добычи знаний): 1. Контекстный анализ. 2. Ассоциативный анализ. Актуальность культурологии обусловлена причинами:1. Изменение основной экономической ориентации.  Раньше  общество было ориентировано на массовое производство товара, сейчас - на производство услуг. 2.Расширяется номенклатура услуг.3. Общество становится более открытым.4.  Сегодня  основным фактором является профессионализм и нравственность. 5.Широкие контакты.Современные технологии требуют более культурного человека. 6.  Культура  выходит из музеев, библиотек. Она является частью профессионализма. Предметом культурологии является культура в единстве и уникальности различных культурных миров и происходящих в них процессах. Культурология является наукой изучающей основополагающие законы становления и функционирования различных культурных миров. В отличии от философии, культурология апирирует не только абстрактными понятиями но проежде всего артефактами. Артефакты - образование искусственного происхождения. Артефакты являются как зримые памятники культурного творчества так и процессы происходящие в той или иной культуре. Таким образом культурология стоит между философией и аперирущими наиболее общими понятиями науками изучающими конкретные процессы социальной действительности: социология, политология.

0

3

Вопрос 2  Дефиниция культуры и цивилизации.
Соотношение культуры и цивилизации.

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятом "культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно сести к трем основным. В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, спорый рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер" как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством". Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.
Книга Шпенглера имела огромный успех, в ней ярко показаны многие характерные черты культуры и цивилизации. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику.
Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура "прорастает" цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их.
Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.

0

4

Вопрос 3 Функции культуры.

Несмотря на приведенные примеры критического отношения к культуре, она играет огромную положительную роль. Культура выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, то есть формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком. Подтверждением тому могут служить известные по литературе случаи, когда ребенок терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей. Даже если его потом находили, этих нескольких лет оказывалось достаточным для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, ритуалы, обряды и т. д. которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура при этом действительно выступает в качестве "социальной наследственности", которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше, чем биологической наследственности.Второй функцией  культуры, тесно связанной с первой, является «познавательная, информационная». Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как  социальная и интеллектуальная память человечества.Не менее важной является регулятивная, или нормативная функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества. С уже названными тесно переплетается коммуникативная функция, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры - наука, искусство, техника - обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре. Еще одна функция - ценностная, или аксиологическая -также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности. Особого выделения заслуживает творческая функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д. Нельзя признать обоснованными суждения о том, что культура - это одни только традиции, консерватизм, конформизм, стереотипы, повторение уже известного, что она препятствует творчеству, поиску нового и т. д. Традиции в культуре не исключают обновления и творчества.Таким же необоснованным представляется тезис о том, что культура подавляет здоровые инстинкты человека. Подтверждением этому может служить запрещение инцеста, или кровосмешения. Считается, что именно оно стало первым в истории человечества четким водоразделом между природой и культурой. Однако, будучи чисто культурным явлением, этот запрет является непреложным условием для воспроизводства и выживания людей. Древнейшие племена, которые не приняли данный запрет, обрекли себя на вырождение и вымирание. То же самое можно сказать о правилах гигиены, являющихся по (своей сути культурными, но оберегающих здоровье человека

0

5

Вопрос 4. Социализация. Инкультурация. Аккультурация. Ассимиляция.

Влияние культуры на личность происходит впроцессах инкультурации  и социализации,
с помощью которых человек овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.
Под социализацией  понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. В ходе социализации происходят вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве члена общества.
В отличие от социализации понятие инкуль—турации  подразумевает под собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.
Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности, с другой – человек сам влияет на свою культуру.
Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (типы общения с другими людьми, формы контроля общественного поведения и эмоций, способы удовлетворения потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т. д.).
Результатом инкультурации является сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкульту—рации является более сложным, чем процесс социализации.
Содержание процесса инкультурации составляют личностное развитие, социальная коммуникация, приобретение основных навыков своего жизнеобеспечения.
Основными механизмами инкультурации являются имитация (повторение людьми привычных навыков поведения, наблюдаемых в поведении других людей) и идентификация (в ходе которой детьми усваивается поведение родителей). Помимо данных позитивных механизмов инкультурации, есть и негативные механизмы – стыд и вина.
Основными агентами социализации и ин—культурации  являются семья, группа сверстников, учебные заведения, средства массовой информации, различные политические и общественные организации.
На разных этапах жизни эти факторы действуют по—разному.
В раннем детстве ведущую роль в становлении человека играет семья. В последующем действуют и другие факторы.
Процессы социализации и инкультурации долговременные, действуют на протяжении всей жизни человека. В результате социализации и инкультурации человек обретает способность к самостоятельному освоению социокультурной реальности, накапливает собственный жизненный опыт, начинает играть различные социальные роли.

При рассмотрении различных вариантов межкультурного взаимодействия пользуются также термином «ассимиляция».
Под ним понимается процесс, в результате которого члены одного этнокультурного образования утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другого образования, с которым они находятся в непосредственном контакте. Термин «ассимиляция» часто применяется для обозначения особой политики доминирующей этнокультурной группы вотношении этнических и культурных меньшинств, направленной на планомерное подавление их культуры.
Ассимиляция часто ассоциируется с насильственными и дискриминационными мерами по отношению к меньшинствам. Это вызывает негативные политические ассоциации.
Под термином «аккультурация»  понимается совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в контакт, при котором происходят изменения в культуре одной из групп или обеих. Добровольное заимствование культур, перетекание их из одной в другую создают возможность для налаживания стойких межкультурных коммуникативных отношений. Насильственное насаждение доминирующей культуры в инокультурной среде может в иной ситуации привести к отторжению навязываемых ценностей.
Со второй половины XX в. термин «аккультурация» стал широко использоваться в исследованиях, посвященных взаимодействию и взаимовлиянию незападных культур (испанизации, китаизации и др.).

0

6

Вопрос 5 Культура традиционная.
Культура современная. Культура светская и религиозная.

Традиционная культура  (или тип общества) – это культура, делающая в своем развитии акцент не на изменения, а на сохранение установившегося культурного порядка.
Отличительной чертой традиционной культуры является неуклонное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения – обычаям, обрядам, ритуалам, традициям.
Эти образцы усваиваются с детства от старших (с этим связано обязательное для традиционной культуры почитание старших), которые выступают как хранители накопленного жизненного опыта.
Традиционной культуре присущ высокий уровень нормативности, которая охватывает все стороны жизни людей. Огромную силу в данных культурах имеет общественное мнение. Возможности проявления индивидуальных начал в традиционной культуре минимальны.
Попытки творчества, направленные к обновлению традиционных норм жизни и деятельности в традиционной культуре, не одобряются. Этот тип культуры сориентирован на сохранение самобытности, культурного своеобразия, поэтому традиционные общества могут веками оставаться практически неизменными.
Традиционная культура доиндустриальна, как правило, бесписьменна, основной род занятий в ней – сельское хозяйство. Традиционная культура органично взаимодействует с природой, едина с ней.
Часто наряду с термином «традиционная культура» используется понятие «примитивная культура». Однако отождествлять традиционную культуру с примитивным началом неверно. По мнению К. Леви—Строса,   человек традиционного общества по своим духовно—физическим характеристикам не уступает представителям современной культуры. Его интеллектуальные ресурсы столь же богаты и разнообразны.
Традиционные общества до сих пор существуют в Южной Америке, Африке, Австралии. В сельской местности развитых стран также существует тенденция к сохранению традиционного образа жизни.
Следовательно, даже в рамках одной страны могут сосуществовать два типа культуры  – современная и традиционная.
В современном обществе  базисными ценностями являются новаторство, знания, образованность. Современный тип культуры характеризуется достаточно быстрыми изменениями, происходящими в процессе беспрерывной модернизации.
Авторитет старшего поколения всовремен—ной культуре не столь высок, как в традиционной, поэтому в ней явно выражен конфликт поколений (отцов и детей).
Современная культура унифицирована, ин—дустриальна. Такая культура существует преимущественно в урбанистической действительности. Эта культура находится в дисгармонии с природой, причем этот процесс углубляется, что создает угрозу существованию человечества.

Светская культура - “это та, которая строится вне и помимо “культа”, на основах рационалистического размышления с опорой на продуктивные находки науки”.

0

7

Вопрос 6 Типология культуры.
Диахронная и синхронная. Метод идеальных типов.

. Культурологическая наука в лице ее ведущих ее представителей впервые со всей ясностью показана , что культурно – исторический процесс нельзя трактовать как некое однонаправленное движение с точки зрения одной цивилизации. Подобный подход является грубым упрощением . Существуют различные культурные миры, которые рождаются, развиваются и гибнут следовательно всемирная история представляет собой богатство и разнообразие этих культурных миров. Признав существование самостоятельных, хотя и взаимосвязанных  культурных миров  культурологическая наука встала перед проблемой типологизма. Вебер выделил 3 типа: Традиционный, харизматический, рациональный. Традиционный  Основывается на священности господствующих форм традиции. Ему соответствует патриархальная  общность во главе которой стоит господин, имеющий сакральный статус. Харизматический. Представляет собой власть личности, обладающий особыми враждебными, интеллектуальными и психологическими качествами. Эти качества позволяют данной личности увлекать людей, подчинять их, вести за собой. Данная личность воспринимается, как обладающая особыми свойствами, которые у других отсутствуют. С точки зрения харизматического типа культуры такая личность  является критерием абсолютной истины. Рациональный. Отрицает как традиционный так и харизматический типы культуры, считает их устаревшими, архаистическими, насильственными. Рациональному типу соответствует правовой тип государства, который по Веберу характеризуется подчинением исключительно закону. Иоган Якоб Бахофен и Лео Фробениус разделяли все культуры на матриархальные и патриархальные. Это разделение осуществлялось по принципу доминации мужского или женского начала. Оба исследователя качественным более высоким представляли матриархальный тип, а абсолютной доминации патриархального начала усматривали явную угрозу как  для  существующих отдельных цивилизаций, так  и для существующей культуры вообще. Культурологичесая наука за время своего развития выработала следующие универсальности критерии типологизации: а) Единство культурного пространства  географической среды. б) единство духовной традиции в) родство этнасов г) единство способов хозяйственной деятельности.

____________________
Диахронный подход к культуре является  историческим. Его главный задачей является  рассматрение культуры  во времени. Диахронный подход  показывает развитие культуры, прослеживает законы  роста культурного  древа. Перед диахронным подходом встает задача соответствующей объективной типологизации культуры. Синхронный подход  изучает состояние и процессы  одновременно происходящие в культуре  человечества  на определенном этапе ее развития.  В   синхронном подходе выделяются следующие типы рассматриваемых культурных общностей: рассово – этническая культурная общность , национальная культурная общность , регионально – историческая культурная общность , культурное противоположение восток – запад, мировая культура.

_____________________
Основными социальными типами культуры являлись элитарная и народная культуры. Элитарная являлась культурой высших слоев общества духовенства и аристократии. В новое время на Западе эти две культуры вытесняются буржуазной культурой, которая приобретает статус элитарной культуры. Народная культура часто ошибочно отождествляется с культурой массовой, однако ее истоки могут быть гораздо более глубокими нежели истоки официальной культуры . Народная культура содержит в себе информацию о традициях, мифах и ритуалах, которые являлись предшественниками ныне господствующему типу религиозного воззрения. Так в европейской культуре народная культура содержит в себе традиции  до христианского  язычества. Массовая культура в отличии от народной не имеет глубоких духовных истоков. Она возникла недавно и является враждебной к существованию любого исторического типа. Массовая культура характеризуется  сведением всего к единообразию. Массовую культуру можно назвать антикультурой. Одним из наиболее ее ярких проявлений является поп – музыка.

0

8

Вопрос 7 Морфология культуры. Миф, религия.

Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную. Подобное разделение не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, является субстратно материальным, но одновременно, даже самое утилитарное из них (плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формах и чертах определенную символическую информацию.
Я исхожу из разработанной еще философами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования культуры на обыденную и специализированную. Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов). Но со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.
Я выделяю четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности представленью следующими областями социальной практики:
а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:
— хозяйственная; —правовая культура; —политическая

б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:
— философская культура (специализированная — труды специалистов-философов; обыденная — здравый смысл обыденных представлений о мире);— научная культура (специализированная — профессиональная наука; обыденная — повседневные рациональные знания о мире); — религиозная культура (специализированная — систематизированные религиозные учения; обыденная —мистика, бытовая магия); — художественная культура (специализированная — построенное на специальном образовании; обыденная — бытовое, «саморазвлекательное» искусство);
в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации: — культура межличностных информационных контактов (реально существует только в обыденной форме); —культура массовой информации (специализированная — профессиональные СМИ, реклама; обыденная — слухи, сплетни и т. п.); — информационно-кумулятивная культура (специализированная — система музеев, библиотек; обыденная — предания, верования);— культура межпоколенной трансляции социального опыта(специализированная — система среднего и высшего образования; обыденная —система домашнего воспитания, «дворовые» компании);
г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:
— сексуальная культура (существует только в обыденных формах); —культура физического развития (специализированная — профессиональный; обыденная — физкультура, массовый спортивный туризм); — культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная — медицина и система санаторно-лечебного обслуживания; обыденная —самолечение, знахарство и пр.); — культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система питания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющие здесь, видимо, возможно, но затруднительно); — культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека (специализированная — система организованного досуга; обыденная — неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.).
Представляется, что подобная (видимо, далеко не полная и еще нуждающаяся в развитии и дополнении) классификация морфологической структуры культуры серьезно продвигает наши представления о сущности этого явления, развенчивает некоторые мифы о сугубой духовности всего, что манифестируется термином «культура».

0

9

Вопрос 8 Восток и Запад. (по таблице как мы делали)

Понятия «Восток» и «Запад» не имеют четко определенного смысла. Чаще всего под Востоком понимают Азию, а под Западом Европу и Северную Америку. Однако различие между Востоком и Западом интересует культурологию не в географическом отношении, а как раз­личие между двумя типами культур.

Религия
Христианство // Буддизм, ислам, местные языческие культы

Философия
На первом плане — идея бытия; стремление к точ­ному словесному выра­жению истин; мудрость предполагает владение даром слова // Идея небытия; истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается не в словах, а личным примером

Наука
Экспериментальные и математические методы в естествознании; разра­ботка фундаментальных научных теорий //Опора на жизненный опыт, на данные наблюдений и интуицию; развитие главным образом практических знаний (медицина и пр.)

Искусство
Дифференциация худо­жественных форм, видов, жанров; отражение эпохи в тематике и идейном со­держании; разнообразие и быстрая смена стилей и течений // Условность; символизм; декоративность; синтез различных видов искусства; «вневре-менность» тематики; устойчивость художественных традиций

Технологиче­ская культура
В XX в. — ускоряющийся технический прогресс, высокая производитель­ность труда, движение к постиндустриальному об­ществу плоть до последнего времени, за исключением Японии, Южной Кореи и некоторых других стран, — техническая от­сталость, большая доля мало-производительного ручного труда

Общественная жизнь
Приоритет экономики в решении общественных проблем; потребитель­ское отношение к приро­де; динамизм // Опора на религиозно-нравственные установки и традиции, созерцатель­ное отношение к природе, консерватизм

Особенности поведения
Активность, погоня за «благами цивилизации»; разнообразие и лабиль­ность норм социального поведения; стремление к творчеству; расшатыва­ние традиций; ускорен­ный темп жизни // Пассивность, аскетизм; строгость поведенческих регулятивов; самоизоля­ция от внешнего мира, уход во внутреннюю ду­ховную жизнь; уважение к обычаям и традициям, церемониальность соци­альных контактов

----------
Существуют два противоположных взгляда на проблему взаимо­действия западной и восточной культур. Один из них выражен в из­вестном стихотворении Киплинга: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и с места они не сойдут»; другой сформулирован еще Гёте: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком». В на­стоящее время стало почти общепризнанным, что взаимодействие за­падной и восточной культур необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Несомненно, оно ведет к их сближению.

0

10

Вопрос 9 Массовая культура.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.
Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.
Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимущественно необразованным. Малая по своим размерам и исторически более древняя, этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру: «Творцами и потребителями письменной культуры являются те, кто умеет читать и писать, т. е. образованные слои общества, которые на начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образованное меньшинство и становится носителем национальной культуры».
Высокая и национальная культура создаются не этносом или народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. Впервые применяются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда срок 50 лет. С таким опозданием образцы высшей художественной культуры опережают свое время.
Когда большевики пришли в 1917 году к власти, первым делом они постарались сократить культурное запаздывание, призвав всех художников не увлекаться формотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг «Искусство должно быть понятно народу», приписав его выдающемуся немецкому марксисту Розе Люксембург. Но, как потом оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Искусство должно быть понято народом». Первая формула предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня примитивного сознания, вторая требует от неграмотного, полуобразованного крестьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно учиться и совершенствоваться.
Какое-то время высокая культура не только может, но должна оставаться чуждой народу. Подобно хорошему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время — творчески созреть. За 50 лет любое авангардное и необычное произведение успевает превратиться чуть ли не в ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.

0

11

Вопрос 10 Общественно-историческая школа локальных культур.
Шпенглер, Данилевский.

Общественно-историческая школа имеет древние "классические" традиции, восходит к немецкой классической философии и группирует вокруг себя преимущественно историков, философов, в т.ч. и религиозных.Главные представители на Западе О.Шпенглер (1880-1936), А.Д. Тойнби (1889-1975), в России - Н.Я.Данилевский (1822-1885).О.Шпенглер - немецкий философ и историк культуры считал, что история - чередование культур, каждая из которых представляет собой "организм", спаянный внутренним единством; общечеловеческая преемственность в культуре не существует.В истории человечества О.Шпенглер выделяет 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-исламскую, западно-европейскую и культуру майя в Центральной Америке. В качестве новой культуры, по О.Шпенглеру, грядет русско-сибирская культура. Каждому культурному "организму" отмерен приблизительно тысячелетний срок. Умирая, каждая культура переходит в цивилизацию.А.Тойнби - английский историк и социолог - осмыслил развитие человечества в духе круговорота цивилизаций, которые он отождествлял с культурами.История, по А.Тойнби, - это совокупность параллельно и последовательно развивающихся цивилизаций, которые генетически друг с другом не связаны, но каждая из которых проходит одинаковые этапы от подъема к надлому, распаду и гибели.Позднее он пересмотрел свои взгляды, придя к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями христианством, буддизмом, исламом) суть ветви одного человеческого "древа истории". Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре.Движущими силами истории, помимо божественного "провидения",А.Тойнби считал отдельных выдающихся личностей "творческое меньшинство".Николай Яковлевич Данилевский-публицист, социолог и естествоиспытатель - обосновал идею о существовании так называемых "культурно-исторических типов" (цивилизаций), которые находятся в непрерывной борьбе друг с другом и окружающей средой. Они проходят стадии зарождения, расцвета и гибели. Начала цивилизации одного исторического типа не передаются народам другого типа, хотя и подвергаются определенным культурным влияниям. Каждый культурно-исторический тип проявляет себя в 4-х сферах: религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической. Их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, проходящих путь от "этнографического" состояния через государственность до цивилизованного уровня.Идеи Н.Я.Данилевского были тесно связаны со славянофильством и во многом носили мессианский характер.

0

12

Вопрос 11 Общественно-историческая школа локальных культур.
Шпенглер, Тойнби.

Общественно-историческая школа имеет древние "классические" традиции, восходит к немецкой классической философии и группирует вокруг себя преимущественно историков, философов, в т.ч. и религиозных.Главные представители на Западе О.Шпенглер (1880-1936), А.Д. Тойнби (1889-1975), в России - Н.Я.Данилевский (1822-1885).О.Шпенглер - немецкий философ и историк культуры считал, что история - чередование культур, каждая из которых представляет собой "организм", спаянный внутренним единством; общечеловеческая преемственность в культуре не существует.В истории человечества О.Шпенглер выделяет 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-исламскую, западно-европейскую и культуру майя в Центральной Америке. В качестве новой культуры, по О.Шпенглеру, грядет русско-сибирская культура. Каждому культурному "организму" отмерен приблизительно тысячелетний срок. Умирая, каждая культура переходит в цивилизацию.А.Тойнби - английский историк и социолог - осмыслил развитие человечества в духе круговорота цивилизаций, которые он отождествлял с культурами.История, по А.Тойнби, - это совокупность параллельно и последовательно развивающихся цивилизаций, которые генетически друг с другом не связаны, но каждая из которых проходит одинаковые этапы от подъема к надлому, распаду и гибели.Позднее он пересмотрел свои взгляды, придя к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями христианством, буддизмом, исламом) суть ветви одного человеческого "древа истории". Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре.Движущими силами истории, помимо божественного "провидения",А.Тойнби считал отдельных выдающихся личностей "творческое меньшинство".

0

13

Вопрос 12 Психологическая школа Зигмунда Фрейда.
Культура личности. Защитный механизм.

Психоаналитическая концепция  (по З. (Фрейду)   подходит к раскрытию генезиса культуры через исследование феномена первобытной культуры. Большое значение в данной концепции придается системе запретов – табу. Человек обрел особенности, которые не были присущи животному миру.

Психоанализ - одно из наиболее полных учений о человеческой индивидуальности. Кратко говоря, он основан на двух доктринах 3. Фрейда. Первая - доктрина психического детерминизма. Она гласит, что в душевной жизни нет никакой непоследовательности. Каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие, даже если кажется, что оно возникло спонтанно, вызывается сознательно или бессознательно и определяется предшествующими событиями. Уметь увидеть причины, разобраться в них - значит понять действительные мотивы человека. Итак, любое психическое явление имеет под собой определенную причину.
Вторая доктрина Фрейда состоит в том, что бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные, и вообще большая часть сознания бессознательна. Именно здесь скрыты основные детерминанты личности, здесь источник психической энергии, побуждения и инстинкты. Человек часто сам не знает своих подлинных желаний и мотивов. Исходя из этого, З.Фрейд разработал метод свободных ассоциаций, с помощью которого и выявлял скрытые стремления. Кажущийся хаос инстинктов в человеке он пытался упорядочить. Так родилась «структурная гипотеза» организации психической жизни личности. Структуру личности, согласно Фрейду, составляют три ипостаси, инстанции: «Ид» (Id), или «Оно», «Эго» (Ego), или «Я», и «Супер-Эго» (Super-Ego), или «Сверх-Я». «Ид» - это первоначальная, основная, наиболее центральная часть структуры личности, она содержит все унаследованное при рождении. Содержание «Ид» почти целиком бессознательно. «Эго», наоборот, подчиняется принципу реальности, постоянно находится в связи с внешней средой и вырабатывает эффективные способы общения с внешним миром. «Супер-Эго» - это собственно моральные принципы человека, определяющие приемлемость или неприемлемость для него того или иного способа поведения. Развивается эта последняя часть структуры не из «Ид», а из «Эго». Она судья и цензор, Фрейд выделил и три функции «Супер-Эго»: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческом общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека порожденной им культурой.
Только человек создает культуру, потому что он обладает величайшим преимуществом - способностью обучать и обучаться через взаимодействия с другими людьми. В этом его коренное отличие от животного.
Только человек способен использовать символы, с помощью которых он развивает общение, позволяющее достигать обмена не только простыми чувствами, но и сложными идеями, идеалами, мыслями и внутренними побуждениями. Используя символическую коммуникацию, человек обменивается указаниями, открытиями, ценными мыслями, способами совместных действий.
Как речь отделяет людей от животных, так и письменность проводит грань между примитивными культурами и цивилизацией. Культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи культурных образцов, вынуждена оставаться предельно простой. Однако использование письменности позволило практически неограниченно усложнять и развивать культуру, охватывая культурным влиянием все более широкий круг людей. Письменность позволила сохранять и передавать мельчайшие детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм, что давало возможность не только полностью передавать, транслировать их, но и практически в точности воспроизводить утерянные и разрушенные культурные комплексы. Даже неграмотный человек в современном обществе подвергается воздействию письменной культуры, потому что окружающие его люди формируют его культуру с помощью написанных слов.

0

14

Вопрос 13 Психологическая школа Зигмунда Фрейда.
Культурогенез. Недовольство культуры.

Психоанализ - одно из наиболее полных учений о человеческой индивидуальности. Кратко говоря, он основан на двух доктринах 3. Фрейда. Первая - доктрина психического детерминизма. Она гласит, что в душевной жизни нет никакой непоследовательности. Каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие, даже если кажется, что оно возникло спонтанно, вызывается сознательно или бессознательно и определяется предшествующими событиями. Уметь увидеть причины, разобраться в них - значит понять действительные мотивы человека. Итак, любое психическое явление имеет под собой определенную причину.
Вторая доктрина Фрейда состоит в том, что бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные, и вообще большая часть сознания бессознательна. Именно здесь скрыты основные детерминанты личности, здесь источник психической энергии, побуждения и инстинкты. Человек часто сам не знает своих подлинных желаний и мотивов. Исходя из этого, З.Фрейд разработал метод свободных ассоциаций, с помощью которого и выявлял скрытые стремления. Кажущийся хаос инстинктов в человеке он пытался упорядочить. Так родилась «структурная гипотеза» организации психической жизни личности. Структуру личности, согласно Фрейду, составляют три ипостаси, инстанции: «Ид» (Id), или «Оно», «Эго» (Ego), или «Я», и «Супер-Эго» (Super-Ego), или «Сверх-Я». «Ид» - это первоначальная, основная, наиболее центральная часть структуры личности, она содержит все унаследованное при рождении. Содержание «Ид» почти целиком бессознательно. «Эго», наоборот, подчиняется принципу реальности, постоянно находится в связи с внешней средой и вырабатывает эффективные способы общения с внешним миром. «Супер-Эго» - это собственно моральные принципы человека, определяющие приемлемость или неприемлемость для него того или иного способа поведения. Развивается эта последняя часть структуры не из «Ид», а из «Эго». Она судья и цензор, Фрейд выделил и три функции «Супер-Эго»: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ - В современной науке существует множество различных трактовок генезиса культуры (процесса зарождения культуры): существуют орудийно—трудовая, эволюционная, психоаналитическая, символическая, социокультурная, игровая, религиозная и иные концепции.
В рамках орудийно—трудовой концепции (по Ф. Энгельсу) возникновение культуры связывается со становлением способности человека к труду и его умения создавать орудия труда. Трудовая концепция генезиса культуры утверждает, что создание искусственных орудий труда породило появление речи, языка, сознания, мышления и самой культуры.
Эволюционистская концепция (по Э. Тейлору, Дж. Фрезеру, Г. Спенсеру, Л. Г. Моргану и др.) исходит из того, что культура ведет свое начало из поступательного развития живой материи от простейших форм к более сложным.
Символическая концепция (по Э. Кассире— ру) объясняет возникновение культуры тем, что человек на определенном этапе своей эволюции утратил инстинкты и вынужден был существовать по подобию. Это привело к постепенной выработке определенной системы ориентиров – символов, обеспечивших приспособление человека к миру.
Игровая теория (по Й. Хейзинге и др.) исходит из признания того, что источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра присуща и животным, но только у человека она стала осмысленным видом жизнедеятельности.
Человек играющий, по мнению Й. Хейзинги, выражает такую же существенную функцию, как и человек созидающий.
Игра издревле заполняла жизнь и тем самым побуждала расти формы архаической культуры. Культ перерос в священную игру, игрой были музыка и танец.
Из обычаев социальной игры выделилось право. Эти наблюдения привели Й. Хейзингу к выводу, что культура зачиналась именно в игре.
Психоаналитическая концепция (по З. (Фрейду) подходит к раскрытию генезиса культуры через исследование феномена первобытной культуры.
Большое значение в данной концепции придается системе запретов – табу. Человек обрел особенности, которые не были присущи животному миру.
Религиозная концепция связывает начало культуры с возникновением веры в Бога. Одна из центральных в христианстве тем – тема от—деленности человека от Бога.
Пустоту разрыва между Богом и людьми призвана была восполнять культура, именно она привносила в жизнь высокие смыслы.
В основе христианского понимания культуры лежит стремление к самосовершенствованию путем избавления от греховности.
Вера в Бога давала человеку силу преодолевать себя, наполнять свою жизнь моральными смыслами.

0

15

Вопрос 14 Коллективное бессознательное К. Юнга.
Экстраверты и интроверты. Кризис западноевропейской культуры.

Карл Густав Юнг - швейцарский психолог и философ культуры - главным понятием своей концепции культуры делает коллективное бессознательное. Главным в развитии культуры, по Юнгу, является взаимодействие бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики. В связи с этим культуре угрожают две опасности. С одной стороны, это растворение личностного начала в стихии "коллективного бессознательного", что характерно для мистических религиозных культов Востока. С другой - абсолютизация человеческого "я", при которой архетипически-бессознательное подавляется и игнорируется (это характерно для индивидуалистической и технократической европейской культуры). Подлинной задачей культуры, считает Юнг, является индивидуация, т.е. определенное уравновешивание сознательного и бессознательного начал. Цель культуры состоит в том, чтобы осуществлять толкование архетипической символики и тем самым облегчать процесс индивидуации.1 - социум;2 - культура;3 – природа.

0

16

Вопрос 15 Социальный эволюционизм.
Морган, Тейлор.

Эволюционизм социальный (от лат. evolutio - развертывание) — модель исторического процесса. Современные Дарвину авторы «классических» концепций социального эволюционизма — Спенсер и Тайлор - настаивали на своей независимости от него. Наряду с понятием эволюции, управляемой слепой причинностью, эволюционизм социальный использует понятие прогресса, телеологической эволюции, в которой коллективный разум людей постепенно научается пользоваться природной причинностью. Согласно эволюционизму, культурные изменения происходят в результате взаимодействия двух процессов: дифференциации (постоянно возникающей неоднородности и нарастающего разнообразия структур внутри культурных систем) и интеграции (объединения расходящихся частей в новые целостности).

Эволюционистская концепция (по Э. Тейлору, Дж. Фрезеру, Г. Спенсеру, Л. Г. Моргану и др.) исходит из того, что культура ведет свое начало из поступательного развития живой материи от простейших форм к более сложным.

Тайлор(против теории локальных цивилизаций) к-ра имеет единое начало, неделимость мировой культуры. Формы к-ры как бы они ни были различны имеют один «корень» древнюю культуру. Работа « Первобытная культура».

0

17

Вопрос 16 Социальный эволюционизм. 
Спенсер,  Белл.

Г.Спенсер (1820-1903) - английский философ, биолог, психолог и социолог - главный акцент в своих теоретических построениях делал на анализе того, как развиваются общества. Основой для его концепции, наиболее полно изложенной в фундаментальном труде "Основы социологии" (1876-1896), служил богатейший этнографический материал. Он не был сторонником единообразного линейного прогресса, в соответствии с которым "различные формы общества, представленные дикими и цивилизованными племенами на всем земном шаре, составляют лишь различные ступени одной и той же формы". Г.Спенсер полагал, что "истина заключается скорее в том, что социальные типы, подобно типам индивидуальных организмов, не образуют известного ряда, но распределяются только на расходящиеся и разветвляющиеся группы"(8). Основная идея Спенсера: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего "сверхорганизма", который осуществляет "надорганическое" развитие. Культуры, или общества, развиваются под влиянием внешних факторов (воздействие географической среды и соседних культур) и внутренних факторов (физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств). Он одним из первых высказал гипотезу о том, что "отсталые" культуры были созданы людьми физически, умственно и морально неразвитыми.
Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Поддерживающая система обеспечивает производство необходимых продуктов, которые распространяет распределительная система. Регулятивная система осуществляет подчинение частей, элементов культуры целому. Спенсер полагал, что существуют специфические части общества, или институты культуры: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные.

0

18

Вопрос 17 Философия жизни Фридриха Ницше.

Взгляды  Ф. Ницше на природу и историю европейской культуры – Он формулирует фундаментальную для европейской культуры оппозицию аполлонийского и дионисского начал, которая разворачивается как возникновение, борьба и примерение между двумя пониманиея мира, появляющимися из хауса жизни: как первичного трагического переживания, имеющего до- и внепредикатный характер – “звуковой”, музыкальный, оргиастричный (Дионис) и как замещение, “извлечение” этого переживания прекрасными “зримыми” образами, формами (Апполон), а затем и философской режлексией, осуществляемой в понятиях, идеалах.

0

19

Вопрос 18 Теория осевого времени Карла Ясперса.

В отличие от популярной в Европе в первой половине ХХ века теории культурных циклов, немецкий философ, ярчайший представитель экзистенциализма, Карл Ясперс (1883 - 1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Критикуя метод О. Шпенглера, Ясперс утверждал, что он позволяет лишь истолковывать явления духовной жизни, стили в искусстве или типы "настроений", однако не дает возможности установить законы. Кроме того, Ясперс обращал внимание на неправомерность биологических аналогов, которые широко используются в Шпенглеровской концепции культурных типов, в следствии чего история приобретает фактический характер. Он также отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные. Таким образом, полемизирую с К.Марксом, Ясперс отстаивает приоритет “духовной составляющей”в истории культуры, а в полемике со Шпенглером утверждает ее единство, приходя в конечном итоге к пониманию истории культуры как линейного процесса, имеющего смысловое завершение. История - это “процесс между истоками и целью” (Ясперс К. Истоки истории и ее цель //Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.54).Рисуя схему мировой истории, К.Ясперс выделяет 4 гетерогенных периода: “Человек четыре раза как бы отправляется основой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем - от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру.В четвертом - от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе”” (Смысл и назначение истории. С.53). Периоды, выделяемые К.Ясперсом, можно представить в виде схемы:Описывая и прогнозируя историко-культурный процесс, К.Ясперс представляет его в виде “двух дыханий”: “первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени со всеми его последствиями. Второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества, и, быть может, приведет через образования, которые окажутся аналогичными организациям и свершениям великих культур древности, к новому еще далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению человека”

0

20

Вопрос 19 Будущее цивилизации в культурологических концепциях
(Факуима и Хантингтона)

Особую роль в определении облика современного мира играет фундаментализм (строгое соблюдение архаических норм, возврат к старым порядкам), прежде всего в виде религиозных движений. Возврат к традиционным культурным ценностям С.Хантингтон оценивает как реакцию на экспансию западной индустриальной культуры в развивающиеся страны. Данное явление охватило в первую очередь страны исламской ориентации, играющие существенную роль в современном мире.
С.Хантингтон же видит один из возможных вариантов развития конфликта эпохи в том, что Евроатлантизм, находясь на вершине своего могущества, сможет (более или менее органично) усвоить ценности других культур. В принципе, переориентация современной индустриальной культуры на более интровертную, обращенную к внутреннему миру человека в последние десятилетия уже идет. Это выразилось в огромном интересе к личностному совершенствованию, к религиозным системам буддистской и даосистской ориентации, в неприятии молодым поколением рационально-вещественного подхода к жизни, появлении контркультуры и поисков смысла существования в западной культуре. Данные тенденции существуют в западной культуре с начала 70-х годов.

0

21

Вопрос 20 Культурно-эволюционная школа  Л.Уайта.

ОСНОВНЫМ содержанием динамики культурных изменений является степень энергооснащенности человечества. Энергетическую теорию эволюции культуры Л. Уайт развивал под влиянием В. Оствальда и других сторонников энергетизма. Основой его воззрений явилось положение В. Оствальда, согласно которому "история цивилизации является историей возрастания человеческого контроля над энергией". В соответствии с этим Л. Уайт предлагал рассматривать культуры как формы организации и системы по преобразованию энергии. Он использовал в культурологии понятие "энтропия" как степень организованности процессов. Во всей Вселенной господствуют законы термодинамики, по которым энергия стремится к равномерному рассеянию в пространстве, а структура Вселенной — к упрощению (увеличение энтропии), в пределе к некоему абсолютно равновесному состоянию (тепловая смерть Вселенной). Однако в живых организмах и сообществах людей процесс идет в противоположную сторону, в направлении усложнения структуры и накопления энергии. Л. Уайт настаивал на включенности исторического прогресса в системы глобального космического взаимодействия.
Критерием прогресса в эволюции культур он считал возрастание количества энергии, используемой общностью. История представлялась ему беспощадной битвой людей с природой за все больший уровень контроля над энергией. Он даже неоднократно использует слово "обуздание" для описания этого процесса. Первым уровнем и источником энергии являлся человеческий организм. Эра человеческой энергии сменилась эрой покорения солнечной энергии в форме возделывания культурных растений и использования домашних животных. Затем наступили эпохи ветра, воды, органического топлива, и, наконец, в XX в. люди осваивают атомную энергетику.
Таким образом, критерий общественного прогресса, согласно Л. Уайту, состоит в:"
1) количестве обуздываемой за год энергии на душу населения;
2) эффективности технологических средств контроля и использования энергии;
3) количестве производимых продуктов и услуг, удовлетворяющих человеческие потребности".
В соответствии с данными положениями "цель" потока культурных изменений — аккумулировать и придавать структурную форму энергии, рассеянной в пространстве или существующей в потенции в окружающей природе. Хотелось бы заметить, что предложенный Л. Уайтом критерий прогрессивного развития описывает развитие технологических цивилизаций, но не затрагивает огромное разнообразие культурных общностей, имеющихся на Земле. Кроме этого, не ясно, есть ли качественные стадии энергетического развития человечества или присутствует лишь количественный рост в различных формах энергетики.
Признавая решающую роль энергетического базиса, Л. Уайт практически отождествлял уровень технологического и культурного развития. Более того, он полагал, что каждому способу "обуздания энергии" соответствуют определенные культурные ценности, идеология общества. "Можно предсказать, — писал он, — тип социальной идеологии для общества с паровой машиной и атомным реактором". Подобный способ рассмотрения культур получил название технологического детерминизма.
Технологический детерминизм проявился и в интерпретации значения частей или слоев культуры. Культурная система состоит из трех уровней: "технологический слой в основании, философский наверху и социологический между ними". Технологический уровень первичен, вся культура основана на нем и зависит от него. Технология, по Л. Уайту, — это совокупность материальных, механических, физических средств и техники их использования. При помощи них человек как животный вид взаимодействует с природой. Технологический слой делится также на орудия и энергию. Он предопределяет содержание социологического или социального уровня, состоящего в межперсональных отношениях. Философский или идеологический слой в культуре включает в себя культурные ценности, искусство и тому подобное, выражает технологические силы и отражает социальные системы.

0

22

Вопрос 21 Элитарная культура
(Ницше, Тойнби, Шопенгауэр Ортега-и-Гассет)

Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула Э.К. — «искусство для искусства». Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов.

0

23

Вопрос 22 Игровая культура (Хейзинг, Ортега-и - Гассет)

Игровая теория (по Й. Хейзинге и др.) исходит из признания того, что источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра присуща и животным, но только у человека она стала осмысленным видом жизнедеятельности.
Человек играющий, по мнению Й. Хейзинги, выражает такую же существенную функцию, как и человек созидающий.
Игра издревле заполняла жизнь и тем самым побуждала расти формы архаической культуры. Культ перерос в священную игру, игрой были музыка и танец.
Из обычаев социальной игры выделилось право. Эти наблюдения привели Й. Хейзингу к выводу, что культура зачиналась именно в игре.

0


Вы здесь » coffee dessert; » Тестовый форум » Культурология


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно